Когда надо идти к специалисту?
Когда следует обратиться к специалисту
Чтобы вовремя заметить отклонения в речевом развитии ребенка и вовремя обратиться к специалистам, очень важно знать нормы речевого развития и симптомы, при которых надо обращаться к специалистам (логопеду, неврологу). Этапы развития речи достаточно условны, т.к. каждый человек усваивает речь индивидуально, но все, же знание основных особенностей развития речи позволяет отграничить норму от патологии.
Родители помните «Диагнозы в карте ребенка - это не сигнал к панике,
а сигнал к действию!»
Логопеду
К ЛОГОПЕДУ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ ЕСЛИ
К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.
К концу 4-го месяца малыш не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит
К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у мамы, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.
К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не оттает предпочтение мелодичным погремушкам. Не пытается привлечь к себе внимание каким-либо определенным звуком
К концу 9-го месяца у малыша нет лепета, и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.
К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания, либо ручкой в знак прощения.
К году малыш не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы (покажи, принеси), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.
К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».
К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.
К 2 годам малыш не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы типа: «Сходи на кухню и принеси чашку». Не узнает близких на фотографии.
К 2, 5 годам не понимаем разницу между словами «Большой» и «Маленький».
К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.
В 5 лет речь не разборчива и не понятна для окружающих.
В 6 лет малыш не может пересказать события прошедшего дня, просмотренного мультфильма или прочитанного рассказа. Не правильно произносит звуки родного языка и (или) не различает их на слух.
Так же следует обратиться к логопеду, если Ваш малыш:
- не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки;
- не прислушивается (как это делают слабослышащие дети), не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения свои мыслей;
- употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);
- повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;
- делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;
- затрудняется перед началом речи.
Неврологу
КОГДА НЕОБХОДИМО ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ С НЕВРОЛОГОМ
Дети от 0 до 1 года
- Малыш беспокоен, нарушен сон (засыпает тяжело, сон поверхностный, часто просыпается, вскрикивает во сне);
- Вялость или, что бывает чаще, с возбудимость ребенка.
- Много кричит, при крике у него дрожит подбородок,
- Часто срыгивает, реагирует на ухудшение погоды
- Ребенок плаксив, легко возбуждается и трудно успокаивается,
- Запрокидывает головку, повышен тонус, страдает от внутричерепного давлении и т.д. и т.п
- При опоре на "цыпочки" или стопу поджимает пальчики;
- При повышении температуры тела подергивания (судороги)
Дети от года и старше
· Шумным и беспокойным, а подчас прямо-таки агрессивным поведением он напоминает маленького разбойника, не признает запретов, ему трудно сосредоточиться на книге или настольной игре, требующей внимания и терпения?
· Часто бывает не в настроении, плачет и капризничает по малейшему поводу, выглядит хмурым, отличается рассеянностью и частой сменой настроения?
· Чувствует и ведет себя неважно при перемене погоды и магнитных бурях?
· Периодически жалуется на головную боль, носит шапки и панамки большего размера, чем сверстники? Окружность головы годовалого ребенка в норме равна 46 см, в 2 года 48 см, в 3-4 года - 49 см, в 5 лет - 50 см, а затем она увеличивается примерно на 1 см в год до "взрослой" величины - 55-58 см.
· Плохо приживается в коллективе, с трудом привыкает к новой обстановке?
· Кажется неловким и неуклюжим, не вписывается в подвижные игры, требующие слаженности движений?
· Быстро стаптывает обувь, при ходьбе чуть косолапит, ставя ноги носками внутрь, нагружает не всю стопу целиком, а только ее внутренний край и носочки?
· Заикается или неправильно произносит слова, не так хорошо, как хотелось бы, запоминает детские стихи, не может внятно пересказать отрывок из только что прочитанной сказки?
· Перед засыпанием ритмично покачивает головой или раскачивает туловищем, сосет пальцы, обкусывает ногти, машинально перекатывает в руках мелкие предметы или наматывает прядь волос на палец, гримасничает - словом, замечен во "вредных привычках"?
Дефектологу
Ранний возраст - период, когда возможно вести именно профилактику тех или иных нарушений.
Ниже приведена схема, по которой Вы сможете понять, нужно ли обратиться к специалисту. Во избежание путаницы, на все вопросы отвечайте для себя: утверждение «верно» -«неверно». Внимательно изучите приведенные данные!
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ РЕБЕНКА
ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
Таблица 1
Название реакции |
Приблизительный возраст появления реакции |
|
Вздрагивает и мигает при резком звуке |
10 дней |
|
Успокаивается при сильном звуке |
18-20 дней |
|
Прислушивается к голосу взрослого, звуку колокольчика |
1 месяц |
|
Прислушивается к звуку погремушки. Поворачивает голову то в одну сторону, то в другую (2-3 поисковых движения глазами). Поворачивает голову в сторону голоса, ищет глазами, отвечает улыбкой на разговор |
2 месяца |
|
Замирает при появлении нового звука на фоне других |
2,5 месяца |
|
Гулит в ответ на речевое общение, быстро двигает руками и ногами. Прислушивается к музыке. Выделяет голос матери |
3 месяца |
|
|
4 месяца |
|
Переводит взгляд с одного говорящего человека на другого. Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует |
5 месяцев |
|
Эмоционально реагирует на знакомые голоса. Отчетливо находит глазами источник звука (лежа). Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. Радуется, когда слышит свое имя, быстро поворачивается в сторону взрослого, произнесшего его |
б месяцев |
|
В положении сидя поворачивается к источнику звука. Повторно произносит слоги, которые есть в его лепете, вслед за взрослыми («ба-ба, ма-ма») |
7 месяцев |
|
Интересуется предметами, производящими звук |
8 месяцев |
|
Производит плясовые движения под плясовую мелодию (если они ранее были показаны взрослыми) |
9 месяцев |
|
Замирает, когда ему говорят «нельзя», «подожди». Подражая взрослому, повторяет новые слоги, которых нет в его лепете |
10 месяцев |
|
Выполняет движения по просьбе (например, на слово «ладушки» начинает хлопать в ладоши). Поворачиваясь, находит глазами источник звука в ближайшем окружении и даже за спиной. Произносит первые звукоподражания («ав-ав», «кис-кис») и облегченные слова («Ляля») по просьбе взрослого |
11 месяцев |
|
Легко подражает новым словам, повторяет по просьбе взрослого два слова из четырех («дай», «на», «бах», «Ляля» и т.д.) |
12 месяцев |
|
По данным Борисенко М. Г., Датешидзе Т.А., Лукиной Н. А. («Учимся слушать и слышать». - СПб.: «Паритет», 2004)
Если Вы обнаружили, что Ваш малыш НЕ укладывается в нормативы (Таблица 1), то внимательно изучите данные, приведенные, ниже (Таблица 2)
Признаки возможного нарушения слуха
Таблица 2
Конец 1-го месяца |
В ответ на неожиданный и громкий звук: - нет реакции торможения общих двигательных или сосательных движений; - не вздрагивает, не моргает. |
Конец 2-го месяца |
Не прислушивается к звону колокольчика (на расстоянии полутора метров). |
Конец 3-го месяца |
Не ищет глазами объект, который издает звуки, не поворачивает голову вправо, влево и к источнику звучания; Не реагирует на музыкальные игрушки. |
Конец 5-го месяца |
Не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери. |
Конец 6-го месяца |
Не реагирует на шуршание бумаги, которая находится вне поля его зрения. |
Конец 7-го месяца |
Не поворачивает голову в сторону источника звука или говорящего человека. Не улыбается, когда вы разговариваете с ним. |
Конец 8-го месяца |
Не прислушивается к разговору взрослых. Не замирает, услышав новый звук. Не проявляет интереса к музыке. Не лепечет. |
Конец 9-го месяца |
Не реагирует на собственное имя. Не понимает слово «нет», запрета. Не играет с вами в «разговор». |
Конец 10-го месяца и 11-й месяц |
Лепет либо отсутствует, либо «монотонно» окрашен. Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание. |
Конец 12-го месяца и старше |
По просьбе взрослого не показывает на людей или знакомые предметы. Не имитирует простые звуки и односложные слова. Не реагирует на тихие звуки, издаваемые вне поля его зрения. Не поворачивает голову к источнику звука (как тихого, так и громкого). Не понимает простые обращения. Не проявляет интереса к бытовым звукам, музыке. Не пытается говорить. |
По данным Жуковой О.С., Балабановой В.П. («Самоучитель для родителей. От рождения до 3 лет».- М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007)
Консультации для родителей
Ребёнок зарычал (засвистел, зашипел)?